АО “Московское машиностроительное
предприятие имени В.В. Чернышева”

Общие сведения


АО «Московское машиностроительное предприятие имени В.В.Чернышева» - одно из ведущих авиадвигателестроительных предприятий, входящее в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Свой путь предприятие начало в 1932 г. с производства поршневых двигателей и авиационных дизелей для самолетов, а с конца 40-х -начала 50-х гг. завод одним из первых начал выпускать турбореактивные двигатели для реактивной истребительной авиации. В 1960-е - 1970-е годы практически вся истребительная авиация ВВС России оснащалась двигателями производства ММП имени В.В.Чернышева.

В начале 1980-х гг. ММП имени В.В.Чернышева стало головным по выпуску ТРДД четвертого поколения РД-33 для истребителей МиГ-29.

Двигатель имеет высокое отношение тяги к массе, низкий удельный расход топлива, высокую газодинамическую устойчивость во всем диапазоне режимов работы, высот и скоростей полета, в том числе и при применении ракетного и пушечного вооружения.

В результате совершенствования конструкции в ходе длительной эксплуатации нескольких тысяч двигателей, надежность РД-33 последних серии соответствует мировым стандартам.

Последние модификации двигателя оснащаются цифровой системой автоматического управления режимами работы двигателей типа FADEC.

Для обеспечения высокоточной диагностики при эксплуатации двигателей по техническому состоянию применяется специальная информационно-диагностическая система наземного контроля.
В настоящее время предприятием серийно производятся двигатели РД-33 серий 2 и 3. РД-33 устанавливаются на всех модификациях истребителя МиГ-29. Эксплуатируется в 27 странах мира.

Одним из важнейших направлений деятельности предприятия является ремонт двигателей, главным образом двигателей РД-33 1-ой и 2-ой серий. В ремонт начинают поступать и двигатели 3-ей серии. Также предприятие ремонтирует двигатели предыдущего поколения, для самолетов МиГ-23 и МиГ-27. Парк таких двигателей еще достаточно велик по всему миру. География эксплуатации двигателей - примерно 30 стран. На протяжении многих лет ремонтируется около сотни двигателей в год, и тенденция эта сохраняется.

Проводимая на ММП имени В.В.Чернышева реализация стратегии развития предприятия позволила войти в число динамично развивающихся предприятий ОДК. Портфель заказов, в том числе и оборонный заказ, сегодня сформирован, как минимум, на несколько ближайших лет и обеспечит полную загрузку производства. Не останавливаясь на достигнутом, предприятие активно расширяет производство двигателей новых, перспективных типов. Тщательно продуманная стратегия развития позволила предприятию выйти на качественно новый уровень.

Основная продукция ММП имени В.В.Чернышева сегодня - двигатели для легких фронтовых истребителей, учебно-тренировочных самолетов, вертолетов, самолетов местных воздушных линий, легких транспортных самолетов, беспилотных летательных аппаратов.

Совместно с АО «ОДК-Климов»  предприятие провело разработку нескольких модификаций двигателя РД-33.
Это РД-ЗЗМК для корабельного истребителя МиГ-29К. Сфера будущего применения этого двигателя предусматривает и его установку на легкий многофункциональный истребитель МиГ-35. По сравнению с прототипом он при тех же габаритах и почти той же массе имеет большие тягу и ресурс, имеет блок автоматического управления и контроля. Двигатель рассчитан на эксплуатацию по техническому состоянию.

Еще одна модификация РД-33 - РД-93. Этот вариант двигателя представляет собой глубокую модернизацию российского ТРДД РД-33 для истребителей МиГ-29, имеет нижнее расположение коробки агрегатов и обеспечивает тягу 8300 кгс.

В продаже авиационной техники за рубеж важную роль играет логистическое обеспечение. За весь многолетний период ее эксплуатации техническое обслуживание, запасные части, ремонт двигателей и другие сервисные услуги по своей стоимости могут превысить стоимость самих летательных аппаратов. Поэтому любая экспортная поставка авиационной техники создает необходимые предпосылки для организации комплексного сервисного обслуживания, укрепляющего позиции предприятия-экспортера на мировом рынке.

Совместно с АО «ОДК-Климов»  ММП имени В.В.Чернышева работает по программе доводки двигателя РД-33 с отклоняемым вектором тяги. МиГ-29, оснащенный двигателями РД-33, имеющими сопла со всеракурсным отклонением на 20 град., имеет уникальную маневренность. В полете самолет может зависать, как вертолет, на нулевой скорости и разворачиваться по всем углам: тангажа, рыскания и крена. Двигатель с ОВТ расширит экспортную нишу РСК «МиГ» как по поставкам новых самолетов, так и по модернизации имеющихся на вооружении многих стран мира истребителей МиГ-29.

Большое значение для предприятия имеет производство вертолетных двигателей ВК-2500. Они могут устанавливаться на вертолетах Ми-8/ Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ка-27/ Ка-28, Ка-32, Ка-50 и др. винтокрылых машин. Многие специалисты и маркетологи "полагают. что этот сектор мирового рынка постепенно перейдет к российским авиадвигателе строителям.

По оценкам экспертов, в зависимости от объемов экспорта российских вертолетов АО "ММП имени В.В. Чернышева" сможет ежегодно изготавливать до 200 двигателей этого типа.
Планами на ближайшее будущее предусматривается начало серийного производства двигателя ТВ7-117В. Этот двигатель предназначен для установки на вертолеты новых поколений, а также для замены двигателей на существующих вертолетах для повышения их летно-технических характеристик.
Он создан на базе серийного сертифицированного самолетного турбовинтового двигателя ТВ7-117С. В настоящее время разработаны две модификации: ТВ7-117В и ТВ7-117ВК.

Этот двигатель является двигателем нового поколения: степень сжатия в компрессоре - 16, температура газа перед турбиной компрессора - 1500 К. Высокий уровень параметров рабочего процесса и высокие КПД основных узлов (компрессора - 81%, турбины компрессора - 88%, свободной турбины - 92%, полнота сгорания в камере - 99%) обеспечили высокий уровень топливной экономичности. Двигатель имеет большие запасы газодинамической устойчивости. Конструкция двигателя выполнена модульной. Замена модулей может быть выполнена в эксплуатационных условиях. Двигатель имеет большой ресурс, обладает простотой обслуживания и хорошей ремонтопригодностью. Будет применяться на следующих вертолетах: Ка-50,Ка-52(ТВ7-117ВК), Ми-38(ТВ7-117В).

Конструктивные особенности: одновальный осецентробежный компрессор, состоящий из пяти осевых и одной центробежной ступени; входной направляющий аппарат и направляющие аппарата первых двух степеней - регулируемые; кольцевая противоточная камера сгорания; 2-х ступенчатая осевая турбина компрессора с охлаждаемыми сопловыми и рабочими лопатками; 2-х ступенчатая осевая свободная турбина с выводом вала отбора мощности назад (на ТВ7-117ВК); на модификации ТВ7-117В вал отбора мощности выведен вперед; выхлопной патрубок с поворотом потока на 60 град, (на ТВ7-117ВК); на модификации ТВ7-117В выхлопной патрубок выполнен в виде осевого сопла; электронно-гидромеханическая система управления и контроля с развитыми функциями.

Предприятие выпускает двигатели для перспективных гражданских самолетов Ил-114, это ТВД ТВ7-117СМ, который представляет собой турбовинтовой двигатель модульной конструкции с регулируемым осецентробежным компрессором и свободной турбиной. Это один из самых экономичных двигателей в своем классе с низким уровнем выброса загрязняющих атмосферу веществ. Он является лидером среди аналогичных двигателей по соотношению мощности и массы. Высокое качество контроля за техническим состоянием двигателя обеспечивается развитой системой диагностики. Двигатель оснащен интегральной системой управления и контроля двигателя и винта типа FADEC. На двигатель выдан сертификат типа № 114Д.

Совместно с АО «ОДК-Климов»  идет работа над дальнейшей его модификацией - ТВ7-117СТ - для установки на военно-транспортный самолет Ил-112В. ТВ7-117СТ отличается от своего предшественника в основном центробежной ступенью компрессора с так называемым покрывным диском и несколько иными законами регулирования. Степень унификации двигателей - около 80%. Для производства этого варианта двигателя принципиально нового крупномасштабного оборудования не потребуется, хотя для изготовления закрытого центробежного колеса потребуется новое оборудование. В настоящее время двигатель находится в стадии доводки. На базе ТВ7-117 разрабатывается также и его вертолетный вариант - ТВ7-117В.

Большую роль в качественном изготовлении широкой номенклатуры продукции, выполнении как уже имеющихся, так и будущих заказов на авиадвигатели играет техническое перевооружение предприятия. ММП имени В.В.Чернышева полностью соответствует предъявляемым в этой области требованиям. В интересах сохранения и дальнейшего наращивания производственного потенциала последовательно реализуется программа широкомасштабного технического перевооружения. Выполнение этой программы позволит перейти к использованию новейших технологий, самых современных принципов организации производства, нарастить объемы производства без увеличения численности персонала.










Московское отделение СОЮЗМАШ